Монумент расположен на оси лестницы входа в здание второй очереди Музея, а также большого трёхсветного атриума. Пространство входной группы нарочито освещено (в сравнении с залитым светом атриумом). Ограждение атриума является границей двух архитектурных объёмов (двух сред) по своим геометрическим характеристикам, по освещённости и эмоциональной нагрузке.
Именно на границе двух пространств и расположен монументальный комплекс, состоящий из фоновой «фокусной» стены, объёмно-пространственной сферической композиции «Вселенная Циолковского», а также, непосредственно, скульптуры самого учёного.
Вселенная Циолковского» является композиционно-сферическим пространством, включающим в себя интерактивные макеты планет и спутников, расположенных на раскручивающейся галактической спирали, моделей обитаемых космических станций, межгалактических кораблей, описанных в рукописях самим Циолковским.
Самые обыденные вещи, которых касается пытливый гений Циолковского, приобретают фантастические, сказочные формы. Например обычные коньки, оригинально модифицированные учёным, или зонтик, используемый в качестве наполняемого ветром паруса для катания по льду — перерождается в космический двигатель. Такой солнечный (фотонный) парус-зонтик, по замыслу гениального учёного, подарит человечеству свободу от притяжения планет и звёзд. Солнечный парус позволит человечеству без труда путешествовать в любую точку Вселенной. В нашей композиции зонтик учёного принимает вид реализованного в России (в 1994 году) космического проекта Знамя-2. Этот солнечный парус, как символ гения и безграничной фантазии великого человека, несёт фигуру Циолковского сквозь пространство и время к неизведанным мирам. Здесь раскрыта идея свободного полёта и невесомости. Это отражение ещё одной грани таланта великого учёного. Тема дирижаблестроения проходит красной нитью через творчество Константина Эдуардовича. Использование конструкций из гофрированного металла в нашей композиции вызывает ассоциативный ряд, отсылающий зрителя к знаменитым эскизам и моделям воздухоплавательных аппаратов Мастера.
Композиция «Вселенная Циолковского» акцентирует внимание зрителя на прозрачной сфере, расположенного таким образом, чтобы входить в непосредственный контакт с посетителем Музея. В этом сфероидном объекте можно будет рассмотреть модель межзвёздного корабля, созданную по рисункам учёного.
Из рецензии Сершея Борисовича Ткаченко, заслуженного архитектора России, члена-корреспондента Российской Академии Художеств, действительного члена Академии архитектурного наследия: В варианте, предложенном творческой группой фонда, Константин Эдуардович представлен человеком, парящим над бездной в прямом и переносном смысле, точка опоры минимальна, тело парит. Надо льдом? Он ведь на коньках! Сильнейший ассоциативный ряд, коньки-лёд-глубина — неизвестность-опасность-космос, смелый человек, делающий первые шаги по неизестному тонкому, льду. Спираль след от стали конька и символ развития вселенной.»
Из рецензии академика Российской академии художеств (Отделение искусствознания и художественной критики): «Представленный проект, по своей сути, не совсем памятник. Это, скорее интерактивная инсталляция. В скульптуре раскрывается образ великого русского учёного. Многочисленные фрагменты приборов, чертежи и другие объекты в композиции служат для раскрытия мира гениального изобретателя. Взаимодействие всех этих предметов является оправданным художественным приёмом. Дело в том, что в экспозиции современного музея классические приёмы монументально-реалистического искусства смотрятся тяжеловесно. Современная архитектурная среда предъявляет новые требования к скульптуре. В данной работе авторы ушли от традиционализма и создали яркий, запоминающийся образ.
Из рецензии Андрея Николаевича Ковальчука, председателя Союза художников России, члена Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, председателя комиссии по культуре ОП РФ: «Скульптурную композицию «Вселенная Циолковского» считаю интересным и нужным проектом. Композиция ярко и нетривиально раскрывает образ великого ученого. Такой интерактивный арт-объект будет интересен самой широкой публике и, конечно, юному зрителю. На мой взгляд, скульптор вполне отвечает запросам современности своим необычным подходом к проекту.
Реализация проекта стала возможной благадоря спонсорской помощи, оказанной учённым и предпринимателем Игорем Рауфовичем Ашурбейлии холдингом «Социум».